БОНДАРНЫЕ ТЕРМИНЫ  
Если Вы не знаете как называется то,что Вам нужно-ознакомтесь))

Бадья

-женский род ушата или большого ведра, из толстых клепок, с крепкой оковкой, для подъема из колодцев и рудников воды, земли, руды и пр.

        В литературных памятниках Древней Руси первое упоминание о колодезном ведре, или бадье, было отмечено в <<Повести временных лет>>. <<И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром и вылили в горшки>>. В XII веке, когда составлялся этот свод летописей, в русский язык еще не вошло слово бадья. Оно было заимствовано позднее из персидского языка и дословно означало сосуд для вина. В этом значении слово <<бадь а>> встречается впервые в <<Духовной грамоте московского великого князя Ивана Ивановича Красного>>, составленной в 1358 году << .. А се дал есмь сну своему кназю Дмитрью... бадыа серебряна с наливкою...>> Видимо, бондарное колодезное ведро было названо по форме этого сосуда с расширяющимся верхом. Известно, что для переноски воды более удобны ведра, у которых верх слегка сужается. Вода в таких ведрах почти не расплескивается при ходьбе, но достать ее, особенно из глубокого колодца, не так-то просто. Для подъема воды более удобны так называемые бадьистые ведра, то есть с расширяющимся верхом. Именно они стали прообразом классической бадьи, способной служить долгие годы, выдерживая большие нагрузки. Хотя ведро уже имело форму будущей бадьи, удобную для зачерпывания воды, прочность его была низкой. Бондарное ведро любой формы, тем более стянутое деревянными обручами, боится неизбежных ударов о стенки колодезного сруба. Постепенно обручи могут разбиться или ослабнуть так, что ведро распадется на отдельные клепки. Этому способствует и конструкция ведра. При его наполнении удлиненные клепки, на которых расположены ушки, действуют как клинья, но не заклинивая остов, а наоборот, расклинивая его. Замена деревянных обручей на металлические не спасла положения - остов по-прежнему оставался ослабленным. Вскоре металлические обручи стали прибивать к остову гвоздями. А чтобы избежать растрескивания, а заодно и повысить прочность ведра, клепки пришлось сделать толще обычных. Затем склонные к раскалыванию деревянные ушки были заменены металлическими. Но все же принципиальное отличие конструкция бадьи обрела лишь после того, как некий мастер догадался прикрепить металлические ушки не к клепкам, а к обручам. Такое, на первый взгляд незначительное изменение привело к тому, что с увеличением нагрузки прочность бадьи не ослабевала. Наоборот, чем тяжелее бадья, тем сильнее обруч с прикрепленными к нему ушками надвигался на широкую часть остова, тем плотнее смыкались кромки клепок. Происходило нечто вроде автоматической поднабивки ослабленного обруча. Если же ушки прикрепляли и к остальным обручам, стягивающим ведро, то обеспечивалась одновременная поднабивка всех обручей.

Бондарные вазы.

        Бондарная техника дает возможность создавать необычные настольные и напольные вазы. Для их декорирования используют древесину самых различных пород. Клепки из здоровой древесины можно удачно чередовать с клепками, изготовленными из горбыля, поверхность которого украшена <<резными узорами>>, сделанными жуком-короедом. В руки мастера может попасть ствол дерева со всевозможными наплывами. Из него можно сделать выразительную настольную или напольную вазу. Ствол раскалывают на две или четыре части, то есть на колоды или четверики. Каждую часть обрабатывают теслом, выбирая желоб необходимой глубины. Затем кромки изготовленных желобчатых клепок фугуют и соединяют друг с другом с помощью рабочих обручей. Вслед за этим нарезают уторы, вставляют днище и вместо рабочих набивают постоянные обручи. Работа над каждой новой вазой дает простор воображению мастера. Сам материал подсказывает порой самые неожиданные декоративные решения.

Бочка

-посуда относительно большого объёма, употребляемая для постоянного или временного хранения различных жидких и сыпучих веществ, а также для упаковки различных товаров. Бочки бывают различной формы, но обычно основание, верх и разрез центральной части бочки имеют форму окружности, при этом диаметр центральной части больше диаметров основания и верха.

        В бывшей Тверской губернии (ныне Тверской области) еще кое-где называют бочку бокурой. Полагают, что название это бондарная посудина получила за выпуклые округлые бока. Да и слово <<бочка>> тоже возникло под влиянием формы сосуда. Возникает вопрос- для чего бочке выпуклые бока, ведь это усложняет ее изготовление? Оказывается, овчинка стоит выделки. Параболические стенки-бока не только делают бондарную посуду более вместительной, но, что самое главное, увеличивают ее прочность. В такой посудине не только можно долгое время хранить различные продукты (как в кадке), но и смело перевозить на большие расстояния по самым ухабистым дорогам, а при погрузке и разгрузке без боязни перекатывать с места на место.Разумеется, список применения бочек намного шире, чем приведенный в куплетах, и его можно было бы продолжить: в бочках перевозят топленое масло, рыбий жир, селедку, икру, соки, вина, морсы, известь, цемент, деготь, живицу... В одни бочки льют, а в другие грузят внавал; первые называют наливными, вторые - сухотарными.

Бочонок-кухля.

        В южных и западных губерниях России для переноски различных напитков на небольшие расстояния и для подачи их на стол использовали так называемую кухлю. Благодаря ножкам тулово бочонка находилось в горизонтальном положении Вверху располагалась втулка, ручка и сливной носик Втулку использовали только для заливки напитков в бочонок. При переноске кухли ее закрывали пробкой (гвоздем) Сливной носик служил для разливки напитков по кружкам и кубкам. Чтобы они лились свободно, пробку из втулки вынимали и, взяв кухлю за горизонтальную ручку, наклоняли вперед как обычный кувшин или чайник. Собирают кухлю из клепок, имеющих одинаковый радиус скругления Все клепки обычные, кроме трех. Одну из них, самую сложную, вырезают из целого куска дерева вместе с ручкой, втулкой и сливным носиком. К ее изготовлению относятся с особой ответственностью. Две другие клепки попроще на боковых поверхностях каждой из них оставляют в двух местах выступы, из которых затем вырезают ножки ручку, втулку, сливной носик, ножки (а следовательно, и клепки, с которыми их вместе вырезают) делают из прочной и твердой древесины дуба, клена, вяза, ясеня и березы Оригинальную кухлю можно изготовить из прямых клепок Тогда тулово ее приобретет форму усеченного конуса, а вместо четырех ножек будет всего две Третья точка, на которую должен опираться стоящий сосуд, будет находиться в расширенной части остова.

Веселка.

        Приготовленную опару нужно размешать так, чтобы не осталось в ней даже крохотного комочка. Для замешивания теста использовали так называемое хлебное весло или веселко (веселку) - узенькую деревянную лопаточку. Ее делали из прямослойной древесины осины, ивы, ольхи и березы, подбирая подходящее поленце среди дров. Но самые долговечные и красивые веселки получались из твердой древесины груши, яблони, черемухи и рябины. Казалось бы, что изготовить эти немудреные лопаточки - пустячное дело. Но у одного веселка получалась удобная и ловкая в работе, у другого - грубая и неуклюжая. Недаром в народе говорилось: <<И то ремесло, кто умеет делать весло>>. Веселки применяют не только для размешивания теста, но и для снятия его со стенок и донышка квашни. На первом этапе замешивания теста удобно использовать веселку, имеющую полукруглую лопатку, а для удаления его остатков с боковых стенок - вытянутую, с ровными краями. Более усовершенствованная веселка имеет отверстие, которое не только облегчает ее продвижение в тесте, но и способствует лучшему перемешиванию. Благодаря тому, что лопасть веселки срезана под острым углом, ею легко не только вычистить донце, но и извлечь остатки теста в менее доступных местах, то есть в стыках стенок квашни и донца. Изготовленные веселки тщательно шлифуют, а затем пропитывают горячим растительным маслом (льняным, подсолнечным, оливковым, горчичным).

Ведро.

        Современное стандартное ведро вмещает 12 л жидкости, поэтому в быту его широко применяют в качестве меры при самых различных обстоятельствах. При купле и продаже им измеряют не только жидкости, но и фрукты, овощи, ягоды Современные металлические ведра имеют цилиндрическую или коническую форму. Коническое ведро, если его анализировать с точки зрения стереометрии, представляет собой усеченный конус, предполагаемая вершина которого находится внизу Верхний ободок ведра - это основание конуса, а донышко - плоскость его сечения. Традиционное металлическое ведро - это расширяющийся кверху сосуд. По этому же принципу делали и бондарные ведра Такие ведра изображены на рисунке из альбома Мейерберга, выполненном в 1903 году. Но в этом же альбоме есть изображения других ведер, у которых, наоборот, тулово сужается кверху. Этот тип бондарного ведра был известен еще в глубокой древности и широко использовался в древнем Новгороде. В дальнейшем, вплоть до начала XX века, преобладали ведра именно такой формы. Об этом свидетельствуют рисунки из старинных книг, народные лубочные картинки. В XIX веке на Императорском фарфоровом заводе было налажено производство небольших статуэток, изображающих простых людей за различными занятиями. В них с большой достоверностью передавалась одежда, головные уборы, обувь, а также всевозможная утварь и орудия труда. Среди подобных статуэток довольно распространенными были фигурки водоносок, у которых на коромыслах были ведра новгородского типа, то есть сужающиеся кверху. Такие бондарные ведра предпочтительнее по двум причинам* во-первых, при переноске вода в них меньше расплескивается, во-вторых, сама форма способствует увеличению прочности. Самую большую нагрузку испытывают в бондарном ведре клепки с ушами. Когда ведро висит на дужке, именно эти клепки испытывают самую высокую нагрузку - сила тяжести стремится вырвать их из остова. Но поскольку каждая клепка имеет форму клина, то при движении в одну сторону она ослабляет остов, а при движении в другую, наоборот, заклинивает, как у ведра, сужающегося кверху Такое ведро было гораздо прочнее, чем с расширяющимся верхом

Кадка-двудонка

         Нет правил без исключений. Эта истина находит подтверждение и в бондарном деле, поскольку среди кадок встречаются и такие, которые имеют не одно, а два дна. В этих кадках, предназначенных -для жидкостей, не только держали, но и носили в поле воду, а порой и квас. Для того чтобы двухдонную кадочку, имеющую емкость от ведра и более, удобно было приподнимать при выливании из нее жидкости, а также переносить на различные расстояния, в середине верхнего донца укрепляют металлическую или деревянную ручку. Если кадка стянута металлическими обручами, то ручку изготовляют из углеродистой или нержавеющей стали, а если деревянными - то из древесины ивы, рябины или черемухи. В верхнем донце кадки сверлят также два отверстия, в которые вставляют пробки (гвозди). Если одно из отверстий используется для наливания и выливания жидкости, то второе служит в это время для свободного входа и выхода воздуха. Именно благодаря этому жидкость свободно льется из наклоненной кадушки равномерной и непрерывной струей. Деревянные пробки, которыми затыкают отверстия, имеют сверху небольшие бобышки, позволяющие легко вставлять и вынимать их. Порой навершия пробок вырезали в виде стилизованных фигурок птиц и зверушек, служивших одновременно своеобразным украшением кадки-двудонки. Уход за двудонной кадкой такой же, как и за наливной бочкой.

Квасная посуда.

        Умели наши предки также готовить яблочный, грушевый и клюквенный квас, сдабривая его сушеными плодами и душистыми травами, среди которых особое место занимает мята. Н. В. Гоголь в поэме <<Мертвые души>> упоминает <<графины с разноцветными фруктовыми квасами всех сортов, то густыми как масло, то шипевшими, как газовые лимонады>>. Не чурались этого напитка и царственные особы. Известно, что Петр I всем остальным предпочитал клюквенный квас. Отменным вкусом отличался медовый квас. На Украине особым почетом пользовался квас, приготовленный из свеклы. Не каждая хозяйка могла приготовить хороший квас, будь то житный, фруктовый или овощной. О плохом квасе говорили: <<Квас вор: воду и жбан свел, а сам ушел>>. Эти слова стали пословицей. Другая народная пословица утверждает: <<И худой квас лучше хорошей воды>>. Квас пили горожане и крестьяне, богатые и бедные, пили по будням и праздникам, и не только дома, но и брали с собой в поле и на луг в страдную пору, да и в дальнюю дорогу. Из хлебного кваса готовили окрошку, а украинцы варили на нем борщ. В городах его развозили и разносили продавцы самых различных рангов. Умело приготовленный квас, особенно хлебный, не только отличался своеобразным приятным вкусом и ароматом, но и утолял жажду, вызывая чувство насыщения. Да и в наше время холодный свежий квас - желанный прохладительный напиток, особенно в зной. Понятно, что такое разнообразие использования кваса послужило толчком для появления самой разнообразной квасной посуды, которая бы учитывала особенности приготовления этого напитка, его хранения, транспортировки и потребления. После заварки и припарки в печи молодой квас переливали в квасную кадушку, которая была в каждом доме. В ней квас заквашивался и отстаивался, как говорят, доходил до кондиции. Готовый процеженный квас появляется на столе уже в другой настольной бондарной посуде - жбанах и кумганах, из которых он расходился уже по бондарным кружкам. Наряду с деревянными кружками в древнем Новгороде были обнаружены при раскопках также бондарные стаканы. Конечно, жбан и кружки могли быть и керамическими, а стакан стеклянным. Можно, конечно, сказать, что бондарная посуда была дешевле и доступнее, чем выполненная из других материалов, поэтому на каком-то этапе она была довольно широко распространена.

Квашенник.

        По сравнению со стародавними временами, когда в крестьянской семье хлеб приходилось выпекать два раза в неделю, нынешняя квашня бывает в работе только перед большими праздниками. Все же остальное время она отдыхает на кухонной полке. Поэтому очень важно, чтобы квашня не только вписалась в кухонный интерьер, но и украсила его.Чтобы ее было удобно снимать с полки и переносить, по бокам укреплены две ручки. Сверху квашню закрывают круглым деревянным квашенником с фигурной ручкой в середине. Ручки и отдельные клепки квашни украшены плоскорельефной резьбой. Кроме древесины дуба, для изготовления квашни можно применить древесину липы, ольхи и осины. На клепках вырезают два гнезда. Вставленные в них ручки закрепляют набитыми сверху обручами. Квашенник представляет собой круглый щиток, собранный из прямоугольных клепок, соединенных друг с другом круглыми вставными шипами (шкантами). Собранный кружок дополнительно укрепляют на шкантах двумя поперечными планками, закругленные концы которых соответствуют внутреннему диаметру верхней части квашни. Планки не дают квашеннику смещаться в стороны. В центре кружка долбят прямоугольное отверстие. В него вставляют стержень фигурной ручки. В стержне заранее сверлят сквозное отверстие. Снизу под кружком в отверстие стержня забивают клин, имеющий небольшую конусность. Он обеспечивает надежное соединение ручки с квашенником.

Лохань.

        <<Ушастый кабан завсегда в избе?>>. <<Три ноги, два уха да шестое брюхо?>>. Нынешним жителям села, особенно молодым, не так-то просто отгадать эти загадки. Между тем лохань, о которой идет речь в загадках, была необходимой бондарной утварью в каждом крестьянском доме. Да и в городских жилищах лохани были также необходимы: в одних стирали белье, в других мыли посуду. В специальных лоханях разносили торговцы на продажу живую рыбу. Были лохани, в которых выносили корм животным. Подобная посуда упоминается в рассказе И. Бунина <<Игнат>>: <<Работник и кухарка, подоткнутая, в сапогах, вытащили большую лохань, продев в ее ушка палку. В лохани задымилась густая желтая овсянка. Борзые стаей кинулись к ней...>> Основные отличительные признаки лохани - широкое (круглое или овальное) дно и низкие борта остова, над которыми возвышаются уши со сквозными отверстиями. Уши лохани вырезали из двух клепок, выступающих над остовом. Если лохань нужно было перенести с места на место, то в отверстия ушей вставляли палку и, взяв в руки выступающие ее концы, поднимали и несли вдвоем. Были и такие лохани, которые можно было переносить, не прибегая к помощи палки. В ушах, сделанных из выступающих концов самых широких клепок, выпиливали такие отверстия, чтобы в них можно было просунуть руку. Форму отверстия тоже делали особой: верхняя кромка его была прямой, а нижнюю выпиливали по кривой дугообразной линии. Такую лохань было легко переставить с места на место и даже переносить на некоторое расстояние одному человеку. Все лохани без ножек обычно расширялись кверху, а обручи на них набивали снизу. На Руси были широко распространены лохани для умывания, которые имели три или четыре ножки. Это о них говорится в загадке: <<Три ноги...>> Их ставили под рукомойники, которые подвешивали на крюк, вбитый в потолок или стену. Рукомойники были металлические, керамические и деревянные. В Загорском истори-ко-художественном музее-заповеднике хранится рукомойник, вырезанный архангельским умельцем в прошлом веке из целого куска дерева. Каждый рукомойник, будь то деревянный или металлический, имел один или несколько сливных носиков. Вода из носика лилась на руки при легком наклоне рукомойника.

Ушаты.

        <<Весь лес в обрез, а два дерева выше всех>>. Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия: <<У туши уши, а головы нет>> благодаря ушам, представляющим собой выступающие над боковыми стенками две клепки с отверстиями. Уши имеют двойное назначение. Во-первых, с их помощью можно плотно закрыть ушат, а во-вторых, при необходимости перенести его в другое место. При раскопках древнего Новгорода ученым удалось обнаружить отдельные части ушатов, сработанных в XIII-XIV веках. Реконструкция, выполненная по найденным фрагментам, дала возможность представить себе, как выглядел этот бондарный сосуд, применяемый новгородцами в основном для переноски и хранения воды. Клепки, из которых его собирали, были прямоугольными, а следовательно, сам ушат имел цилиндрическую форму, которая оказалась довольно устойчивой. Ушаты, подобные новгородским, изображены на лубочной картинке <<Как мыши кота хоронили>>, выполненной в начале XVIII века. Поскольку кот всегда был врагом и притеснителем мышей, его хоронили с величайшим ликованием. Конечно же, такое торжество не могло обойтись в представлении народного художника без музыки - и он нарисовал мышь, играющую на волынке, без закуски - была нарисована мышь с полным коробом пирогов за плечами и, конечно же, без <<доброго пития>>, то есть медовухи или пива. И чтобы не было сомнения, сверху написали: <<Мыши несут ушат доброго пития...>> Изображенный ушат не только имеет древнюю форму, столь же древним остался и способ его переноски. То есть в его уши продевали жердь, клали ее концы на плечи и несли вдвоем.

Шайка.

        Шайка - это единственный сосуд, который как бы постоянно приписан к бане и изготовляется исключительно для нее. Кроме шайки, в бане используют и другую бондарную посуду: ушаты, ведра, баки или чаны. Хотя ушат и не входил, подобно шайке, в число непременных банных атрибутов, тем не менее без него, как и без ведер, нельзя было обойтись. Воды в бане должно было быть вдоволь. Вот и носили ее сюда ушатами. Как только бак и чан наполнялись, последний ушат воды оставляли в бане недалеко от печки-каменки, о которой говорится в старинной загадке: <<Черная корова целый ушат воды выпила>>. Зачерпнет парильщик ковшом или шайкой из ушата воды, плеснет на раскаленные камни - и горячий пар заполнит баню. Через некоторое время, чтобы поддержать пар, снова плещут на камни водой - и так до тех пор, пока не напарятся вдоволь. Глядишь - ушат и опустел.